Какими мы подойдем к первым и последующим волнам перемен в нашей эластичности и свежести? Когда бонусная «база» молодости готовится передать нас базе, созданной нашими вложениями. Хорошо, если мы были дальновидными и создали такую базу. А если нет? Образовывается вакуум ресурсов, необходимых для неощущаемого, очень мягкого перехода. Редко у кого получается. Жизнь сложна и требует от нас многого.

Для заполнения такого вакуума требуется больше, чем ЗОЖ, больше, чем упорядоченность жизни, даже больше, чем сильное желание напрячься и сделать рывок в этом направлении. Упорядоченность и стабильность жизни – «вещи» шаткие чрезвычайно, потому что жизнь состоит из постоянной изменчивости, неопределенности, уязвимости и зависимости от бесчисленного количества факторов, которые невозможно отследить. 

К счастью, это возможно в другой логике – нелинейной. В последнее время много говорят о нелинейности даже в связи с пандемией. Весь характер нашей жизни зависит не от линейных вещей, как мы ошибочно думаем, а от экспоненциальных (нелинейных).   

Нелинейности никто не учит. Почему? Так сложилось. Но сейчас ситуация меняется. Появилось несколько мировых экспертных центров, где можно почерпнуть подобные знания и затем адаптировать их к любым сферам жизни,– «Институт сложных систем Санта-Фе», Массачусетский университет, Оксфорд и Швейцарская высшая технологическая школа.

С «нелинейным взглядом» видится совсем другая панорама жизни, нашего организма, работы, отношений, возраста и будущего. Какими бы жизненными коллизиями и возрастными уязвимостями мы ни были задавлены, наша скрытая способность к обновлению может все это перекрыть.

Приходит необычное время. С одной стороны, на возраст стали смотреть иначе, а с другой – пандемия опрокидывает всякую надежду на возврат к прежней нормальности. 

Возникает новая «нормальность». Никто до конца не знает, какая она будет.

Мой анализ прогнозов от ведущих экспертов – допандемическая «нормальность» не вернется уже потому, что произошел сдвиг в экономике. А это значит очень много для нашего восстановления и обновления. Наш новый ресурсный резервуар будет зависеть от массы вещей, на первый взгляд не касающихся долголетия, здоровья и отложенного старения.

Все меняется стремительно, не линейно, а резкими скачками. Как уловить и усвоить эту странность – нелинейное складывание в жизни, в старении, в работе, в упорядочивании дома? От этого будет зависеть наше будущее. 

Нелинейность показывает три важные вещи: мир более сложный, динамичный и неоднозначный, чем нам кажется. Все между собой взаимосвязано, сложно и быстро переменчиво (даже если иногда кажется, что ничего не меняется – все равно меняется, но более в отдаленной перспективе).

Все события, наши решения и риски влияют друг на друга через мириады запутанных связей. Любой риск усиливает другие, так создаются каскады рисков. Например, рассматривать накопления резервуара сил для торможения старения без привязки к работе, отношениям, климату в «доме», нашей способности адаптироваться к переменам и другим вещам бессмысленно и бесполезно. Потому что одно влияет на другое и третье…  

Но это не значит, что отследить все это нельзя и что взять под управление невозможно.

Необходим «огромный монитор» скрытых процессов для соединения массы разных точек, которые позволят составить полное представление о рисках и новых возможностях.  

Надеюсь, серия постов сработает таким «монитором». Нелинейное развитие событий ослепляет наши когнитивные опции, мы не справляемся с этим и развивается экспоненциальная «близорукость». 

Все процессы в старении, здоровье, карьере, отношениях протекают в двух режимах: вначале медленно и постепенно, а затем – неожиданно и резко.

Трудно отслеживать и помнить, что все вещи крутятся, флуктуируют как элементы единой гигантской системы и зависят друг от друга, создавая странные конфигурации причинно-следственных связей, которые мы сами наплодили –деятельностью или бездеятельностью.

Глубоко в себе мы чувствуем, что чем сложнее наши расклады и многоходовки, тем больше вероятность, что все провалится. Масса компонентов связаны и реагируют на каждое наше движение, чтобы изменить ситуацию. Меняется одна вещь, и сразу меняются условно 10 «вещей» в других местах. Ни одна жизненная ситуация не высечена в камне, а потенциально гибкая и текучая.

Наше тело тоже сложная адаптивная система. Качество его работы зависит от того, насколько слаженно оно работает как единое целое, и его благополучие зависит от любой малейшей «детали» в нем. И это делает нас уязвимыми.

Нас предупреждают: старение – плохо. Сначала угасание идет медленно и малозаметно, а  потом вдруг происходит резкий спад сил, тонуса и здоровья. Это нелинейный, экспоненциальный темп, если мы пустили все на самотек.  

Дальновидно заранее перейти на «обновляющий» тип старения, с резервуаром сил и ресурсов, чтобы не допустить «идеального шторма», когда объединяются другие риски и застают нас врасплох. И так во всем.  

Возраст сильно меняет наши перспективы с одной стороны и меняющийся мир также их меняет: многие профессии будут сворачиваться. Даже для молодых людей все будет непросто. Но возникают новые специальности, для которых нужно «растягивать» свой мозг,  когнитивную систему, гибко адаптироваться к переменам.

На нашем «мониторе слежения» должны быть: наш организм с его душевной компонентой, работа, отношения, дом, наше будущее, и «резервуар» восполняемости ресурсов. Нужны пространство и время для возобновления истощенных ресурсов на уровне клеток, органов, мышц, которые с возрастом «пропадают». Результаты последних исследований говорят, что в мышцах есть опции долголетия, здоровья и т. п.

Чрезмерный акцент на внешние коллизии: «не пропустить бы что-то интересное, не дать бы забыть о себе, всюду успеть… » приводит к истощению ресурсов уже после 35 лет. Процесс еще внешне не заметен, но внутри идет полным ходом.

На это можно смотреть как на «бублик», в котором внутреннее кольцо представляет минимум, необходимый для полноты благополучия, а внешнее кольцо – потолок, определенный для выживания. Наша деятельность не должна выходить за границы этого потолка, чтобы гарантировать сохранность телесного и душевного здоровья. Между двумя кольцами находится золотая середина (или «тесто»), где восполняются наши ресурсы.

Наше счастье сильно зависит от нематериальных факторов, включая свою вневозрастную востребованность в любом плане.

На какие новые движущие силы мы будем полагаться в плане возраста (времени) и новой реальности? Нет готовых подсказок, потому что каждое решение зависит от нашей истории, от темперамента, от характера, от степени осознанности. Но есть общие контуры, принципы, абсолютная необходимость которых становится очевидной только тогда, когда мы уже видим «королей-драконов» зловещие признаки того, что мы раньше в чем-то неправильно запустили события. Нужно не доходить до этой крайней точки.

Когда мы в «вакууме», экспоненциальный нелинейный процесс может в любой момент столкнуть нас в большие проблемы. Нестабильность и уязвимость опустошают. Вакуум в ресурсах часто запускает в движение порочную, нисходящую спираль, обрушивая все сферы нашей жизни.

Анализ своего вакуума, истощения ресурсов при ослепительном «свете дня», может заставить нас действовать быстрее и по-новому, не упрощенно, сподвигнуть выйти из «сонного стояния», изучить нелинейность, увидеть себя частью большой системы. Это придаст мозгу пластичность. Мозг может переключаться и на режим нелинейности (видения широкой панорамы жизни), и линейности (упрощенного, ограниченного мира). Все зависит от нашего любопытства и готовности отказаться жить сиюминутным.

Когда мы стремимся перейти на новый уровень, эта пульсирующая «канва» жизни как бы играет с нами, требует от нас большего огня, любопытства, смелости, оригинальности, творческого подхода. Только тогда она нам открывается, и мы начинаем видеть механизмы трех сценариев жизни:

  • Как мы взлетаем спирально вверх (редкий и непродолжительный сценарий).  
  • Как опрокидываемся спирально вниз (частый сценарий).
  • Как «замираем», «залегаем на дно», «ходим по кругу» многие годы, десятилетия, всю жизнь (наиболее распространенный).

Нелинейное мышление дает душе метафизический простор для обновления и сильных ходов даже в трудные времена. Когда открывается этот метафизический простор в душе,  хочется задержаться, не торопиться. Потому что нужно много рассмотреть, адаптироваться, освоиться. Приходит радость, что раскрылись механизмы прошлых провалов. Теперь можно по-другому действовать – но придется постоянно петлять между сложностью и простотой, между хаосом и порядком, между рутиной и праздниками жизни. Это может стать новым, преображающим смыслом жизни, когда все другие смыслы иссякли. Мозг настраивается под более сложный контекст, не пугается его, а с любопытством начинает вникать в тонкости, в механизмы взлетов, падений и состояний «хождения по кругу». Начинает опознавать предупредительные знаки: осторожно – срочно нужно что-то менять в стратегии и тактике, потому что через «несколько метров» поджидает бездна. Начинает видеть и «переломные моменты» ситуаций, и перекрестки с разными выборами, а не одним или двумя, как в упрощенном мышлении. 

Часто мы ищем обнадеживающий «мысленный якорь», который может послужить нам в качестве ориентира, как двигаться в нелинейной логике. Из миллионов людей в каждом поколении есть счастливчики, которые изначально видели все нелинейно и выстроили свою жизнь необычно.  

«Я ПРОСТО СОХРАНЯЛА НАДЕЖДУ»

Только один из 4500 американцев доживает до 100 лет. Остальные «заканчиваются» слишком рано. И это на фоне инновационной медицины. Высокий уровень жизни – недостаточный фактор для ее полноты и расширения.

Глория Стюарт обошла 4500 американцев и прожила 100 лет не просто стандартно для многих долгожителей, а с превосходным пониманием пульсирующей «канвы жизни».  История Стюарт сбивает с толку ее необычайной дальновидностью. На каждом шагу она применяла творческий подход и прожила жизнь, не похожую ни на одну другую историю в Голливуде.

История в сжатом виде. Родилась в бедной семье, но не воспринимала бедность как ограничение и плохой старт. В подростковом возрасте открылись таланты писательницы, поэтессы и актрисы. Закончила университет. Привлекла внимание голливудских бонз игрой в студенческом театре. Стала звездой. «Переросла» актерство. Стала художницей, затем успешной предпринимательницей. После 85 лет вернулась на экраны. Получила Оскар и другие награды. Два раза выходила замуж по большой любви. Последняя большая любовь случилась в 74 года. Два раза сражалась с раком выздоровела. Всю жизнь страдала эпилепсией. В приличном здравии отпраздновала 100-летие (в 2010 году). Через некоторое время во сне безмятежно перешла в вечность. 

Это редкий сценарий жизни. Выстроенный с потрясающей интуицией и умением создавать и удерживать атмосферу прекрасных состояний даже среди испытаний. Понимать пульсирующую канву жизни.

Глория Стюарт в молодости и в «возрасте»

«Рулон» жизни Глории Стюарт разворачивался так

1910 год. Родилась в семье церковного служителя. «Была скудность во всем. Родители все отдавали на благотворительность, во всем поддерживая бедных странников». Когда Глории исполнилось 10 лет, умер отец. Сложное материальное положение усугубилось, но не сказалось на веселом, оптимистичном и деятельном характере.

В старших классах начинает писать рассказы, стихи, играет в школьном театре, подрабатывает репортером в журналах.

После школы поступает в Калифорнийский университет в Беркли по специальности философия и драма. 

1930 год. В конце первого курса выходит замуж за молодого скульптора Гордона Ньюэлла. Живут бедно, но счастливо в хижине для ночных сторожей, по бартеру за охрану территории. Ньюэлл работает на стройке, управляет полем для гольфа, дает уроки по искусству и занимается скульптурой. При этом они в постоянном воодушевлении и оптимизме. «Это был самый чудесный креативный период жизни» (из воспоминаний).

Глория играет в студенческих постановках. На одной из постановок пьесы Чехова «Чайка» присутствовали представители Paramount и Universal. Они в тот же вечер предложили ей контракты. Глория выбирает Universal и в короткое время становится звездой.  

1932 год. Снимается в четырех фильмах.

1933 год. Конец брака. Ньюэллу сложно пережить успех жены. Он не видит для себя перспектив в Голливуде и подает на развод. 

1934 год. Глория встречает на съемочной площадке Артура Шикмана (сценариста). Через несколько месяцев свадьба.

1935 год. Рождается дочь Сильвия. 

1936 год. Снимается в 6 фильмах.

1940 год. На фоне успеха, востребованности и массы предложений новых ролей начинает испытывать усталость от актерства. Берет паузу и для поиска новых, более интересных занятий.

1946 год. Уходит из Голливуда по собственному желанию.  

Переезжает с мужем в Италию, чтобы изучать декоративное искусство. Артур пишет сценарии. Глория открывает магазин для дизайнеров-декораторов. Проектирует мебель на заказ. Супруги покупают старый фермерский дом. Глория трансформирует его по своему проекту. Изучает дизайн садов, профессионально погружается в садоводство.

1954 год. Посещает выставку импрессионистов в Париже. «Когда я увидела эти картины, я тоже захотела сделать подобное!». Берет уроки живописи и рисует. Артур рядом пишет новые сценарии. После 7 лет ежедневной работы за мольбертом, Глория готова выставлять картины. 

1961 год. Персональная выставка в Нью-Йорке. Почти все сорок холстов проданы частным коллекционерам и музеям. Картины хранятся в музеях Лос-Анджелес и Метрополитена. Занимается живописью 30 лет и регулярно выставляется.

1975 год. Глории 65 лет. Она возвращается на экраны. Играет и получает массу наград.

1978 год. Муж Артур Шикман умирает.

1983 год. Друг юности знаменитый печатник, книжный иллюстратор Уорд Ричи присылает Глории в подарок книгу и приглашает на ужин. Уорду 78 лет, Глории – 72 года. Они влюбляются и становятся парой. Глория осваивает печатное дело. «Когда я увидела, как Ричи в мастерской вытаскивает распечатанную страницу из пресса, я тоже захотела это сделать!». Изучает технологию печати, покупает оборудование и основывает собственную типографию «Imprenta Glorias». 

1984 год. Пришла болезнь – у Глории диагностирован рак груди (ей 74 года). Лечение оказалось успешным – болезнь ушла.

Работает в типографии. Издает роскошные альбомы по искусству и книги. Сочиняет тексты, подбирает шрифты, сама иллюстрирует. Экспериментирует со стилями. Знакомится с известными экспертами в этом деле. Начинается новый виток карьеры в неожиданном направлении.

1996 год. Уорд Ричи умирает от рака поджелудочной железы в возрасте 91 года.

В этом же году Глория получает предложение от Джеймса Кэмерона сыграть в фильме «Титаник» (Роуз в возрасте) – «Видите ли, господин Кэмерон хотел пригласить на эту роль не слишком известную актрису, которая была бы все еще жизнеспособна, не страдала алкоголизмом, ревматизмом и падением». Глория выглядела довольно свежо в свои 86 лет, поэтому визажисты каждый день тратили полтора часа, чтобы «подогнать» ее внешность к виду 101-летней героини фильма.

1997 год. Глория номинирована на премии «Золотой глобус» и «Оскар». Карьера пошла на новый виток – в 87 лет посыпались роли.

Не относится к звездности с пиететом. «В какой-то момент я сожгла все мои сценарии, кадры, фотографии. Разожгла чудесный огонь. Это было очень воодушевляюще и обновляющее» – в интервью газете Chicago Tribune в 1997 году.

2004 год. Глории снова диагностировали рак – на этот раз легких (ей 94 года), причем через много лет после того, как бросила курить. До этого момента не жаловалась на здоровье (первый рак был благополучно забыт). Два курса лучевой терапии – и снова здоровье восстановилось.  

На протяжении 6 оставшихся лет Глория наслаждалась приличным здоровьем.

Умерла во сне в конце сентября 2010 г. в возрасте 100 лет. На момент смерти у нее было четыре внука и двенадцать правнуков.

Другие интересы.

  • Кулинарный интерес. Была талантливым поваром, часто устраивала званые обеды.
  • Политика. Большая активность.
  • Благотворительность. В один из дней навещала знакомого в больнице.  Разговорились о приближающемся Рождестве. Рядом сидела пожилая одинокая женщина, которая сказала, что проведет праздник в постели с пачкой печенья и чашкой чая. «У этой женщины нет семьи. Мне было больно думать о ее одиночестве в один из самых счастливых дней в году. Это преследовало меня». Буквально через несколько дней Глория принимает решение: устраивать праздничный обед для одиноких людей в Рождество на пожертвования от разных фондов. Организует мероприятие под названием «Один дома». Прошли годы, но праздничные обеды «Один дома» каждый год повторяются на Рождество. Они по-прежнему пользуются популярностью и поддержкой. 

 2021 год. Остается самой возрастной номинанткой на Оскар в категории «лучшая актриса». Написала автобиографическую книгу «Я просто сохраняла надежду». 

Жизненным сценарием Глории Стюарт был постоянный “взлет по спирали вверх”, в постоянном обновлении.

ОТКУДА ТАК МНОГО ЭНЕРГИИ У ТАКИХ ЛЮДЕЙ?

Этот вопрос пополнения и правильного расхода ценных внутренних ресурсов также лежит в области «сложных систем», по-другому расширенной реальности или пульсирующей «канве жизни». 

Допустим, мы упали в ловушку. Часть людей не догадываются об этом. Думают, что по-другому не бывает, и сидят до конца в угасании нераскрытого потенциала. Другая часть догадывается, и пытается выбраться. Но не удается, потому что «сложная система» сопротивляется. Сопротивление порождает чувство бессилия. Несколько попыток, и надежда угасает. Это больно. Чтобы уменьшить боль, мы приспосабливаемся к этим обстоятельствам и переопределяем, что считать «приемлемым». Мы объявляем для себя нежелательное «нормальным» и застываем.

Мы ничего не знаем о запасе прочности. Запас прочности – это энергия, здоровье, тонус, связи, знания, имидж, компетенции, стрессоустойчивость, интуиция (есть 4 вида интуиции), хорошее управление вниманием, понимание перемен, текучести времени и т. п. Сюда входит еще и умение быстро подниматься после падений, быстро восстанавливаться.

Наш мозг не заточен, чтобы видеть полную картину потоков этих ресурсов – их перерасход или обновление, либо баланс. Образно, «сложная система» сопротивляется, потому что мы не те рычаги используем.

Наше фрагментарное мышление не может охватить скрытые законы формирования причин и следствий. Последствия наших действий растекаются во времени, мы не можем их охватить и учесть. Часто причина и следствие настолько отдалены друг от друга во времени и пространстве, что мы даже не подозреваем об этой связи.

Тонкое понимание запаса прочности решает почти все. Очень часто мы не осознаем сдвига к уменьшению этого стратегического запаса, и истощаемся. Мы сами себе навредили – мы проскочили точку перелома. Разные ресурсы расходуются с разной скоростью и имеют разную способность к обновлению.

Только знание потенциала каждого ресурса и их умелое комбинирование поможет постоянно переходить на новые уровни без обвалов «вниз» и в «ловушку». Вот почему всегда нужно притормаживать в карьере, брать паузы на перезагрузку – так обновляются ресурсы. Очень сложно неискушенным в этом деле персонам притормозить и взять паузу, когда дела «прут». Если мы не притормозим – наши расходы превысят обновление. Очень скоро все закончится: резко или плавно – не имеет особого значения. Результат один – мы в ловушке.  

Как притормозить красиво и сильно без ущерба для дел – отдельная тема. Как вести себя в этой «паузе»? Есть несколько стратегий, как, находясь в «паузе», со стороны выглядеть как сохраняющим «динамичное движение». Это очень интересная тема для отдельного поста.

Обобщая: наше «вверх по спирали», однажды запущенное с трудом, заканчивает «вдруг и резко», потому что истощились ресурсы, и нет знаний и способностей поддерживать это движение. Мы пропустили «точку» сдвига в пополнении и расходах ресурсов. Наш мозг этого не фиксирует. Чем больше и быстрее размах, тем более он становится неустойчивым и хрупким. Любое маленькое событие может все сломать. Как в поговорке: «Тростинка переламывает хребет верблюду». Мы не ощущаем и не понимаем «этой точки» до того момента, когда уже поздно что-то исправить, потому что мы мыслим линейно.  Устойчивое «вверх» требует хорошей прокачки когнитивных способностей и нелинейного мышления, чтобы держать в фокусе и поддерживать необходимый запас прочности несмотря ни на что, особенно когда голову кружит временный «успех». У нас должно быть хорошее интуитивное понимание каналов их накопления и интенсивности расходования. 

Это может показаться странным, но Джон Стерман, ведущий эксперт из Массачусетского университета, рекомендует развивать чувство «точки сдвига» на примере ванны с водой.  

Лежа в ванне, можно научиться определять эту точку. Любой запас ресурсов можно представить как объем воды в ванне. Уровень воды определяется разностью между ее  притоком и оттоком через слив. Уровень воды в ванне поднимается только тогда, когда приток превышает отток, падает только тогда, когда отток превышает приток и остается неизменным только тогда, когда приток равен оттоку. 

Все просто! Но в реальности мозг не улавливает этот «сдвиг», и мы фиксируем обнуление, когда уже все пропустили. Неспособность распознать запасы и потоки в системе вызывает ее сопротивление и нашу уязвимость. Наше внимание фокусируется на мелком, близком и сиюминутном, упуская из виду отдаленные, отсроченные и масштабные последствия наших действий. Это создает иллюзию, что мы «на коне», тогда как подрывные перемены уже на подходе.

Tags : балансвдохновениевозрастдолголетиеЗОЖкарьерамотивацияразвитиехорошие перемены