«КАРТОЧНЫЙ ДОМИК» ВОЗРАСТА

«Линия горизонта», как живое существо, заигрывает с нами. Особенно когда бездонная синь и солнце без меры, а мы — молодые. В такие минуты мы остро ощущаем бесконечность жизни. С годами ощущение бесконечности пропадает, и горизонт становится просто горизонтом. Никто не манит, ничего не обещает! Знающие люди говорят: это — норма! В молодости мы получаем высокую дозу чувства «бесконечности жизни», чтобы в зрелом возрасте найти это внутри себя. Поэтому у нас часто поднимается тоска по бесконечности жизни, чтобы мы искали ее … в правильном месте.

И снова новизна от Гарвардского университета: новый взгляд на жизнь, старение, долголетие и обновление вне возраста. Гарвардцы — они такие! Им легко и гению сказать: «Мистер Дарвин, подвиньтесь! Дайте нам разобраться в тайнах жизни! Дайте пережить потрясающий кайф от отгадки загадок Творца!».

Вчерашние «истины» пересматриваются. Потому что рассеялась надежда на то, что они решат проблемы с телесным и душевным здоровьем и старением. Проблемы не только не решаются, но и добавляются новые. Можно по-разному относиться к «пророчествам» Билла Гейтса о новых пандемиях, но правда в том, что официальные прогнозы уже 10 лет как сигналят об этом. Жизнь всегда будет подбрасывать «дрова в костер» рисков и опасностей. Очевидно, что проблемы не решить без новых прорывов.  

Поэтому возникают шокирующие своей немыслимостью факты о нашем организме из уже квантового уровня. Гарвардцы бросают вызов устаревшим представлениям о нашем организме, отвечающим уровню «детского сада», и говорят: жизнь — это больше чем материя. Гораздо больше! Складывается картина,с одной стороны — непостижимо сложная, а с другой — простая и доступная, как солнечный свет.

  • Наше тело — не просто тленная плоть, а что-то гораздо-гораздо большее. Организм —  гигантская «тусовка» молекул, атомов, клеток и органов, которые налаживают связи между собой через общение. Именно от этих динамичных связей и зависит то, как мы постареем, сколько проживем, и даже что будет после долголетия.  
  • Наш мозг в эту «тусовку» не входит. Он сам по себе! И этим создает для нас большие проблемы. Потому что наше тело знает гораздо больше мозга о том, как продлевать жизнь, как обновляться и сохраняться. А мозг блокирует эту информацию.
  • Из-за своей оторванности «от всех» мозг живет лишь сиюминутным и простым. За заботу о будущем, о перспективах и последствиях бездействия отвечает лишь маленький фрагмент префронтальной коры мозга. Тогда как большая часть «серого» вещества довольствуется лишь тем, чтобы пребывать в инертности и неосознанности. 
  • Наше тело имеет сокровище — «навигацию» или, другими словами, «внутреннее солнце», которое ориентирует все наши клетки и органы на то, чтобы само-обновляться, само-исцеляться и само-восстанавливаться в пределах 120 лет. 

Таким «внутренним солнцем» обладает все живое. От паука до кошки, и более сложных существ. Паук точно определяет расстояние между подпрыгивающими ветками вишни и доской от забора для опорных точек его новой сетки, например. Он учитывает силу ветра, переменчивость погоды и собственные ресурсы, потому что эти «тайные знания» он получает от своего «разговаривающего» организма. Поэтому паук хорошо ориентируется в незнакомых местах и может гибко менять свои планы. Та же самая навигация («внутреннее солнце») толкает уличных кошек на поиск своего дома. Она же позволяет ощущать смысл собакам: бороться за жизнь или нет, когда они болеют. Когда животные предчувствуют смерть, они уходят в уединенные места. Собаки и кошки впадают в депрессию или в надежду, безошибочно «считывают» наши настроения и болезни. Они также поставлены перед выбором: пойти или не пойти туда-то, съесть или не съесть то-то, спрятаться или не спрятаться… И даже наша био-клетка поставлена перед выбором — быть активной и делиться, или пассивной, с определенными последствиями для нас.

Все живое движется этим «внутренним солнцем»: жить, дышать, продлеваться, уходить от рисков. «Солнце» адаптирует нас к незнакомым ситуациям, ведет в правильные места. 

(Что происходит в ситуациях, когда не хочется жить — другая важная тема).

Откуда внутри нас появляется это «внутреннее солнце», эта скрытая навигация, это чувство «бесконечности жизни», которое в разном возрасте то притупляется, то вспыхивает с новой силой? И почему это «внутреннее солнце» не касается нашего мозга? Почему мозг и организм «в контрах»?

ЗАГАДОЧНЫЙ ИНГРЕДИЕНТ ЖИЗНИ

Есть такое скучное, тяжелое научное слово — само-организация. Мы не узнаем в нем чуда, потока, вдохновения и метафизики. Но именно в него «завернуты» и метафизика, и чудо, и поток, и сила, и помощь «как бы со стороны».

«Само-организация» — это, буквально, само-создание и само-налаживание. Наука очень осторожно проходит через те стены, которые сама себе создала, объявив, что мир только материальный. Сегодня эта материальность выглядит «детским садом» для самих ученых, из которого стараются как-то достойно выйти.

Наше тело создается и материализуется через это само-создание. А само-создание включается через общение, передачу информации между нашими телесными клетками, молекулами, органами, нервной и иммунной системами и т.п. Такая «разговорчивость» наших деталей и создает интуитивную «навигацию», которая вливает в нас силы и желание жить, адаптирует ко всему новому и необычному… По-научному это называется когерентностью. Разговорчивость усиливают клетки, молекулы, атомы, органы. Никакой конкуренции, никакой дарвиновской логики в духе «выживает сильнейший». Потенциал выжить есть у всех! То, что на сухом научном языке называется само-организацией, на духовном и эмоциональном — «Творец вдохнул жизнь во все живое, и запустился творческий процесс само-создания». Каждый организм само-раскручивается, само-разворачивается, стремится развернуться как более драгоценная и творческая материя.

Наши клетки сами себя ремонтируют и обновляют, имеют волю и настойчивость, интеллект, чтобы выбирать разные стратегии для иммунитета и создавать новые в ответ на новые вирусы. 

Все зависит от интенсивности и качества отношений между клетками и органами. Ни один процесс не происходит в отрыве от других. Для любой проблемы в организме не может быть одного простого решения, потому что все завязано на всем.

Молекулы похожи на веселых, активных и темпераментных покупателей восточного базара, которые горячо разговаривают в одном месте, затем перемещаются в другую часть базара, что-то обсуждают в третьем… Интенсив, динамизм и «огонь» отношений! Ничто не может угомонить эти разговоры, разве только смерть. Эта постоянная игра связей и есть наше здоровье и долголетие.

Измерение, на котором все создается из веселого гама общения — смесь творческого изобретательства и всеохватности. Все решает не биологическая материя разных органов и клеток, а общение между ними.

И только наш мозг стоит в стороне и равнодушно, рассеяно смотрит на эту кипящую активность «базара».

Это измерение и эта разорванность мозга и всего организма и есть новый пласт, который сейчас интенсивно изучается.

Потому что есть люди, у которых мозг присоединяется к целостности организма, и получается «фантастическая синергия». Если мы выбираем «правильное» — это одно правильное усиливает другое правильное. Усиление идет по цепочке. Старение откладывается, потому что весь организм обновляется в усиленном порядке.  

Если выбираем «неправильное» — оно также усиливает другое неправильное, связывает вместе эти неправильности, и так по цепочке. Мы получаем очень известные и понятные эффекты — усиливается и ускоряется наш распад.

Гигантский веселый, само-организующейся «базар» нашего организма проводит наше тело сквозь время и возраст очень старательно и надежно. Но очень часто этому мешает наш мозг из-за ориентира на сиюминутном, падкости на разрушительные соблазны и недооценки рисков.   

Организм все же не железный. Мозг не понимает того, что понимает и знает наш целостный и когерентный организм. 

Этой проблемой сегодня активно занимается, например, биосемиотика.

Весь организм понимает «драму» мозга, его сепарацию, и помогает ему. В нашем кишечнике есть «второй мозг», который связан с мозгом главным. Это — наш кишечный биом, от которого во многом зависит работа главного мозга и нервной системы, как, впрочем, и иммунной. Вот такая вспомогательная, страховочная система.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ МЫ СОЗДАЕМСЯ

В новом раскладе генетика уже не «первая леди», и, возможно, даже не вторая. Но все равно важная и авторитетная. Недавно объявлено, что гены только на 30% определяют наш расклад.

Фактор квантовости еще больше снижает этот процент.

Гены играют важную роль в этом творческом клеточном «многоголосье», но не настолько, как думали раньше.

Наш эмбрион формируется не по заложенной генетической программе, а по генетическим «нотам», которые клетки интерпретируют по-своему, творчески и спонтанно. При этом в большинстве случаев все возникает благополучно. Генетические «сбои» все-таки — редкость. Большинство людей рождается без патологий.

Общаясь в спонтанном потоке, гены создают новые сочетания клеток, и таким образом создаемся мы. Невозможно спрогнозировать в этой биологической «мешанине» клеточного общения, как что с чем соединится, усилит друг друга, и как сформируется орган или внешность. Организм просто «читает» гены, осмысливает и интерпретирует, адаптирует их под свою логику.

Биологические части нас, общаясь друг с другом, бесконечно влияют друг на друга.

Таким образом, все живое рождается из такой веселой молекулярной «болтовни». Так рождаются даже звезды из космической пыли и затем сливаются в галактики. Точно так же наши атомы объединяются в молекулы, молекулы само-организуются и создают органы, а органы создают телесную «галактику» нас. А все начинается с «точки общения», с точки вступления в контакт —собственно, как начало формирования эмбриона.

Эта невообразимая «мешанина» парадоксальным образом может быть простой.

Маленькое тельце легко материализуется в процессе само-создания: кости легко обволакиваются мышцами, эластичными соединениями. Тончайшие вены формируются в точности такой толщины, чтобы переносить именно то количество кислорода (не больше и не меньше), которое нужно для тканей. Нервные клетки создают синапсы, чтобы адаптировать нас к разным ситуациям. Нервная система создает удивительную согласованность внутренних процессов, иммунная система охраняет от всех разрушителей. И все это действо происходит легко, не напряжно и как-бы «со стороны».

Другими словами, наша ДНК — это, скорее, ноты, по которым клетка разыгрывает свою «оркестровку» для разных ситуаций. Материализует саму клетку другое действо генов — генные переключатели. Это — эпигенетика, при которой потом, уже начиная с нашего детства, наш образ жизни (еда, эмоции, стрессы, привычки и т.п.) будет включать одни гены и выключать другие. Гены формируются и гибко перестраиваются в результате спонтанных реакций, исходя из нашего поведения.

Выходит, что ничего не предопределено. До конца нашего последнего вздоха за нами закреплена свобода выбора, которую дарит нам Творец, уважающий наш любой выбор и не вмешивающийся в нашу историю, если только мы сами Ему не позволим. Таким образом, жизнь — это, прежде всего,эмоциональный, духовный проект, и только потом — материальный, биологический.

«Самоустранение» мозга от организма (от межклеточного разговора, от всеобщей информационной поддержки) не позволяет нам видеть всеохватное богатство решений для проблем. От этого полушария мозга конфликтуют, обрабатывают информацию по-разному, в разрыве друг от друга. В таком раздрае мозг игнорирует «навигационную карту» тела, «внутреннее солнце». Поэтому мы постоянно ошибаемся, плодим иллюзии, выбираем неправильное. Главное и ценное объявляем второстепенным и неважным. У нас возникают надежды, основанные на наивности и примитивности. Большую часть времени мозг развлекает себя за счет всего организма. 

Каждую секунду само-создание и само-настройка тормозят наше старение, отодвигают нас от финальной точки. Наши гены подчиняются этой само-настройке, которая зависит от гигантского сгустка отношений между всеми нашими клетками и нашим выбором, который сгенерирует мозг, не особо заинтересованный думать о будущем и последствиях его выбора.

ОРУЖИЕ КРАСОТЫ

Есть ли способы соединить мозг с «внутренним солнцем», с «навигацией»?

Один из немногих и очень действенных способов — архетипическая красота.

Есть такой особый тип красоты (внешность, истории, отношения, цвет, одежда, искусство, музыка, природа…), который «собирает» мозг, соединяет его с «внутренним солнцем» организма.  Есть немногие цветовые сочетания, которые вызывают метафизические состояния, завораживают и захватывают внимание (это не касается современной моды). Не зная таких важных вещей, мы лишаем себя больших возможностей. То, что нам навязывают сегодня как «красоту», не дает ни силы, ни вдохновенья.

Архетипические отношения, внешность, истории — не легкодоступные активы. Их освоение — отдельная большая тема. Когда мы соприкасаемся с такого типа красотой, наше «внутреннее солнце» начинает «просыпаться», и мозг начинает медленно открываться для всеохватности жизни, ее глубины. 

Это очень хорошо понимали раньше — как архетипическая красота одежды влияет на смелость и отвагу и подъем духа. Поэтому на войну шли исключительно красиво одетыми. Это был специальный военный «от кутюр» для военных чинов, которые поднимали дух. В этой одежде использовались специальные цветовые решения. Поэтому так важно окружать себя именно архетипическим, редким типом красоты, особенно когда накатывают депрессия или тяжелые времена.

Архетипические истории. Это историио грандиозных взлетах «с нуля» и грандиозных падениях «с высот»; о превращениях; о красавице и чудовище, и т.п.

Иногда Голливуд использует эти гипнотические «технологии» на все времена. Из старых, «громких» фильмов — «Адвокат дьявола», «С широко закрытыми глазами», «Призрак оперы». Из самых свежих — «Отыграть назад» с Николь Кидман и Хью Грантом. Кстати, Николь Кидман обладает как раз архетипическим типом красоты. Далеко не все режиссеры владеют мастерством использовать такой ход.

В таких фильмах есть элемент прозрения, того, что не укладывается в голове героев, которое разрывает привычную картину мира, порабощает волю, либо, напротив, ее высвобождает. Мозг «просыпается» и начинает видеть «скрытую» прежде картину мира.

Есть и персональные архетипические истории. Их не много, и не со всеми они происходят. Но когда мы сталкиваемся с ними — понимаем, что столкнулись с чем-то глубоким, волнующим и редким, древним, но при этом всегда современным.

Когда мы размышляем об архетипических историях, активируется часть мозга, которая может воспринимать безграничность жизни. Формируются особенные нейронные сети, которые помогают понимать широту и глубину жизни, ее метафизическое измерение. Мы начинаем схватывать легкость само-созидания, обнаруживать свое «внутреннее солнце». 

Каждый год мы вовлечены в символическую смерть природы зимой и воскресение весной. Эта архетипическая, повторяющаяся череда смерти и жизни необходима для нас. Без архетипической красоты мы теряем большую часть своих способностей и не можем раскрыть свой потенциал.  Поэтому в своем незнании этих вещей, мы игнорируем и обесцениваем красоту как нейтральный блок жизни, лишая себя силы. На мой взгляд, прекрасные иллюстрации английской художницы Анжелы Баррет несут в себе концентрированную архетипическую красоту.

(Об архетипической внешности и поведении и отношениях – в следующем посте).

ЛЮДИ-ВДОХНОВЕНЬЯ

Две персоны с жизненными архетипическими историями и отложенным старением

Рао (100 лет) и Эния (59)

Рао и Эния — не знакомы друг с другом. Но их многое объединяет: родились в многодетных семьях (не самые старшие и не самые младшие), получили минимум внимания в детстве, быстро и интуитивно выбирали правильный путь в ранней молодости, нашли свое лучшее место в мире.

Никакого стремления к славе и известности. Мировая слава сама вышла им навстречу, без их  малейшего интереса к ней. Стопроцентная архетипичность!

Энии 59 лет. «В конце 2019 года многие мои друзья, включая музыкантов, попросили меня собрать для них лучшие композиции Энии. Вдруг им захотелось! Я сделала. Как же я была поражена, когда буквально через несколько месяцев начался локдаун! Все как бы почувствовали, что грядут сложности, и именно Эния поможет держаться на высоте, когда привычная реальность, кажется, разрушается», — недавно рассказала один из музыкальных обозревателей популярного журнала.

Каждая ее композиция — сплав древности и современности с сотнями слоев, переливов и ритмов. Все это соткано как драгоценная ткань. Звуки безмятежности восстанавливают, обновляют, превращают сложное в легкое.

Эния сумела остаться известной «загадкой», не благодаря типичным пиар-технологиям, а чему-то более невыразимому. Не-мейнстримная музыка создает мировые хиты. Ее волнующие, величественные мелодии, обволакивающие текстуры привлекают даже крутых молодых рэперов и тяжелых рокеров. Архетипичность — она такая!

Когда Эния подписала контракт со студией Warner Brothers, она добилась того, чтобы для нее сделали исключение: выпускать каждый новый альбом с перерывом в три года.

Студия пыталась навязать Энии «рок-н-ролльный образ». Та отказалась: «Моя карьера не зависит от того, как я выгляжу». На то время ей было 27 лет.

Также отказалась создать музыку для фильма «Титаник». Она не видела себя в этом проекте.  

Мир Энии всегда слегка недосягаемый и защищенный. Дело даже не только в том, что она создает красивые вещи. Она овладела искусством делать нежные, «тихие» вещи очень сильными и преображающими.

Ее нет в социальных сетях, даже электронную почту она проверяет только раз в несколько недель. Попытки папарацци сделать снимки постоянно терпят фиаско.

«Я никогда не пыталась создать из себя загадку. Я просто очень независимый человек».

Что интересно, Эния привлекает сталкеров. При этом не живет в страхе.

«Вначале это было странно, но потом я увидела их другую сторону: эти люди не могут справиться с некоторыми внутренними проблемами. Это не их вина, особенно если они связывают с моей песней свою трагедию или потерю. У меня был выбор: либо бояться и каждый раз испытывать ужасное давление, либо двигаться дальше. Я выбрала второе. Это меня больше не пугает».

Готовит ли Эния что-то новое? Хотя она не объявила о планах, она, скорее всего, над чем-то работает, как всегда не спеша. Она не боится, что ее забудут между долгими паузами в подготовке нового альбома. «Я не иду в студию только для того, чтобы записать очередную песню. Для меня это — не работает! Я считаю важным войти в поток и пережить его вдохновение, и только после этого облечь это переживание в музыкальную форму».

Из антивозрастного. Пилатес с личным инструктором.

Никогда не была замужем, не имеет детей, не состоит в отношениях.

Рао (полное имя — Кальямпуди Радхакришна Рао) — 100 лет. Много ли мы знаем людей, которые после официального выхода на пенсию переехали с США и стали мировой звездой? А затем еще 25 лет работали в ведущих американских университетах. Это — путь Рао.

В сегодняшний локдаун столетний Рао с энтузиазмом сидит на онлайн-собраниях и конференциях, обсуждает с друзьями и коллегами разные события. Слушает любимую музыку, ведет интенсивную переписку с партнерами. Если бы не коронавирус, продолжал бы и дальше играть в теннис на открытых площадках и путешествовать по интересным местам. 

Рао — один из самых выдающихся аналитиков всех времен, без преувеличения. Сложно описать широту его работ в нескольких предложениях.

Его работы в области многомерного анализа, включая теоремы, носящие его имя, произвели прорывы в разных сферах: от медицины, генетики, криптологии, логистики, экологии до демографии, антропологии и экономики. Журнал Forbes признал его проекты ценной базой для создания новых бизнес-технологий.

Его открытия были скорее интуитивными, чем рациональными.

Например, когда Рао однажды читал лекцию, посвященную одной статистической теореме, один из студентов задался вопросом: «Что если бы найти ее доказательство для решения конкретной проблемы?». Рао вернулся домой и в тот же вечер изобрел свою знаменитую формулу.

Рао свободно говорит на нескольких языках. Имеет массу наград.

С самых молодых лет довольно быстро нашел свое место под солнцем. 

Однако первые поиски поставили перед фактом — всюду требовались деньги на учебу. У Рао их не было. Единственно доступными на то время оказались бесплатными курсы по новой сфере —статистике.  «… Какой-то человек сказал, что статистика — перспективное дело будущего, и что будут хорошие рабочие места. Я тут же схватился за это, даже не зная до конца, что это такое… ».

Живет сейчас с семьей дочери в Буффало. По ее словам: «Отец по-прежнему в хорошей форме. Я явно проигрываю ему в энергии и реакциях на разные события. Лишь в подростковом возрасте я поняла, что мой отец — знаменитый ученый. И то — только потому, что к нам в гости приходили непростые люди, а на полках появлялись награды. Отец никогда не рассказывал дома о работе и достижениях. Он всегда был и остается очень тихим человеком, который всегда работает за своим столом».

Так выглядит хорошо развитое чувство внутреннего «ориентира» или «внутреннее солнце», когда мозг находится в согласии с целым организмом.

Читать

ИММУНИТЕТ ПРОТИВ «НЕЛЮБВИ» — В РИТМЕ «САМО СОБОЙ»

Любимый фильм «Формула любви», кроме массы отменного юмора, открывает потаенную фишку — сложные проблемы могут решаться оригинально. Герой Фарады безуспешно пытается разбить конструкцию. «Легенько, барин,
Читать

МЕТАФИЗИКА НЕ-СТАРЕНИЯ

Есть «шаги», на которые мы не решаемся годами, или никогда. Хотя они, как голодные кошки, постоянно «скребутся в дверь». И мы знаем, что если сделать
Читать

ИДЕАЛЬНЫЙ ХИЩНИК

Новые знания о том, как проживать жизнь как длинное и не изматывающее путешествие, помогают наладить обновляющий ритм. Похоже на то, как свежим утром выйти в
Читать
1 2 3 13
Page 1 of 13